ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ логистики и цепей поставок

жд перевозки
водный транспорт
мониторинг парниковых газов
цифровые платформы
сокращение углеродного следа международная система регулирования
сокращение углеродного следа международная отчетность CDP
выбросы парниковых газов в цепях поставок транспорт
выбросы парниковых газов в цепях поставок

Почему такое внимание?

Почему в последнее время уделяется такое внимание к декарбонизации в цепях поставок? Показательные ответы на этот вопрос дают наглядные цифры из уже упомянутых выше источников. Так, Global Logistics Emissions Council — Глобальный совет по выбросам в логистике (GLEC) указывает на то, что если ничего не менять в углеродном регулировании, то выбросы парниковых газов от всех видов транспорта к 2050 г. могут удвоиться  и составить 6,2 млрд тонн СО2-эквивалента. CDP показывает более радикальную статистическую картину, основанную на собственном исследовании данных более 8 тысяч участников системы раскрытия информации: выбросы парниковых газов в цепях поставок в 11.4 раза выше, чем на отдельном предприятии.

С чего начинать декарбонизацию?

Начните с того, что можно улучшить прямо сейчас:

 

1 Сделайте расчет углеродной интенсивности своих текущих грузовых потоков, включив в него все используемые промежуточные логистические операции, например, хранение на складах или мойку танк-контейнеров на специализированных станциях.

 

2 Определите наиболее углеродоёмкие участки цепочки поставок с наивысшими показателями углеродной интенсивности, именно они и должны быть изменены в первую очередь.

 

3 Выберите, с каких изменений вы начнете: переход на менее углеродоёмкий вид транспорта, поиск транспортного провайдера с более новым подвижным составом, оптимизация холостого пробега, увеличение плотности загрузки транспорта или внедрение экологичного вождения. 

Более подробно о практических инструментах декарбонизации логистики и цепей поставок читайте ниже.

Стратегический подход может быть таким — для начала нужно разобраться, что вы хотите получить в результате, над улучшением каких показателей собираетесь работать, далее — принять план действий (что делать, когда, какими силами, по какой методике), выделить целевые ресурсы на достижение результатов декарбонизации (человеческие, временные, материальные), распределить ответственность за выполнение и сделать первый шаг, провести анализ, если нужно, сделать корректировку плана и сделать следующий шаг.

У российских химических производственных предприятий давно уже есть своя система измерения выбросов парниковых газов, основанная на методиках Минприроды. Не рассматривая сейчас согласованность различных подходов к методам сбора и анализа статистики по выбросам парниковых газов, действующих в России и за рубежом, можно утверждать, что данные по углеродному следу на производственных компаниях регулярно собираются и по ним ведется дальнейшая работа. Однако, как показывает опыт изучения указанного вопроса, замером реальных данных и расчетом показателей по выбросам парниковых газов в транспортно-экспедиторских, складских предприятиях, на промыво-пропарочных станциях танк-контейнеров, как правило, никто не занимается, за исключением редких примеров компаний, которые обязаны это делать в соответствии с требованиями международной системы оценки безопасности и качества химической логистики (SQAS).


На данный момент SQAS является наиболее развитой, интегрированной системой менеджмента, задающей передовые ориентиры управления в ключевых направлениях химической логистики. Одним из главных разделов SQAS 2022 года является раздел «Измерение и управление выбросами парниковых газов», включающий определение сфер охвата (SCOPE 1,2,3) углеродного следа, WTW-анализ топливных выбросов, расчет углеродной интенсивности (углеродоёмкости). Интересующимся получением сертификата SQAS по новой версии 2022 года, можно порекомендовать специализированный ресурс целевой подготовки SQAS.

Сферы охвата (SCOPE 1,2,3)

декарбонизация цепей поставок scope 1 2 3

Методика измерения углеродного следа, используемая в SQAS 2022, дает единую основу для расчета выбросов ПГ для 5 видов грузового транспорта: автодорожного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и авиационного, а также для складских объектов.  Появляется возможность выбора конфигурации цепей поставок, исходя не только из общих затрат, но и углеродной интенсивности.

SCOPE 1: прямые выбросы ПГ (своя деятельность)

Указываются прямые выбросы ПГ из подконтрольных или собственных источников компании. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива собственным транспортом, бойлерами, парогенераторами, погрузчиками, зданиями.

SCOPE 2: косвенные выбросы ПГ (электроэнергия)

Указываются косвенные выбросы ПГ от потребляемой электроэнергии. Примеры: электропотребление офиса, освещение помещений, зарядка батарей электротранспорта, электропотребление оборудования, нагрев и охлаждение.

SCOPE 3: косвенные выбросы ПГ (цепочки поставок)

Указываются косвенные выбросы ПГ цепочки поставок. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива транспортом подрядчиков во входящих поставках закупаемых ресурсов и исходящих поставках до конечного потребителя.

WTW-анализ

wtt-топливный показатель
ttw-топливный показатель
wtw-анализ

WTW = WTT + TTW

Для более глубокого анализа и сравнения используемых видов транспорта в цепочках поставок применяется методика WTW (well-to-wheel, от скважины к «колесу» транспортного средства), учитывающая как прямые топливные выбросы ПГ на эксплуатационном участке TTW (tank-to-wheel, от топливного бака до «колеса»), так и косвенные выбросы ПГ на участке добычи ископаемого сырья для производства топлива, его переработки и доставки WTT (well-to-tank, от скважины до топливного бака).

СО2-экв. = Vт * Kttw,wtt

Вес выбросов ПГ от сжигания ископаемого топлива, измеряемого в СО2-эквиваленте, равен объему израсходованного топлива, помноженному на специально рассчитываемый топливный коэффициент, относящийся либо к прямым, либо косвенным выбросам ПГ.

Углеродная интенсивность

УИ = СО2-экв. / (t * km)

Углеродная интенсивность, как в целом по всем перевозкам компании, так и по определенным видам транспорта и даже, например, по определенным маршрутам доставки может быть рассчитана, как отношение определенного ранее веса выбросов ПГ к пройденным соответствующим транспортом тонно-километрам.

Тренды декарбонизации логистики и цепей поставок

Лидеры сферы логистики, прежде всего глобальные транспортно-экспедиторские компании в союзе со своими профессиональными ассоциациями предлагают решения, способные минимизировать углеродный след в цепочках поставок крупнейших мировых производителей.
Несмотря на то, что модернизация транспорта и в целом цепей поставок для достижения углеродной нейтральности — сложная и дорогостоящая задача, все таки проблемой №1 является отсутствие единой методики подсчета выбросов ПГ на протяжении всей длины международных цепей поставок, которая бы признавалась и в России, и за рубежом.
Окончательная картина практических инструментов декарбонизации логистики и цепей поставок еще не завершена и складывается прямо на наших глазах, но уже просматривается спектр решений, начиная от того, что можно начать делать отдельной компании уже сегодня, в основном, не меняя свой транспорт и не перестраивая свою систему менеджмента (прежний транспорт — прежнее управление), до масштабной коллективной трансформации управления со значительными инвестициями в новые технологии транспорта и цифрового управления (новый транспорт — новое управление).

Прежний транспорт

Прежнее управление

жд перевозки
мониторинг парниковых газов

Прежний транспорт

Новое управление

Новый транспорт

Прежнее управление

водный транспорт
цифровые платформы

Новый транспорт

Новое управление

Свяжитесь с нами по вопросам углеродной отчетности в логистике и цепях поставок

ОТПРАВЬТЕ ЗАЯВКУ

    Подписаться на новости по декарбонизации
    данет