Почему такое внимание?
С чего начинать декарбонизацию?
Начните с того, что можно улучшить прямо сейчас:
1 Сделайте расчет углеродной интенсивности своих текущих грузовых потоков, включив в него все используемые промежуточные логистические операции, например, хранение на складах или мойку танк-контейнеров на специализированных станциях.
2 Определите наиболее углеродоёмкие участки цепочки поставок с наивысшими показателями углеродной интенсивности, именно они и должны быть изменены в первую очередь.
3 Выберите, с каких изменений вы начнете: переход на менее углеродоёмкий вид транспорта, поиск транспортного провайдера с более новым подвижным составом, оптимизация холостого пробега, увеличение плотности загрузки транспорта или внедрение экологичного вождения.
Более подробно о практических инструментах декарбонизации логистики и цепей поставок читайте ниже.
Стратегический подход может быть таким — для начала нужно разобраться, что вы хотите получить в результате, над улучшением каких показателей собираетесь работать, далее — принять план действий (что делать, когда, какими силами, по какой методике), выделить целевые ресурсы на достижение результатов декарбонизации (человеческие, временные, материальные), распределить ответственность за выполнение и сделать первый шаг, провести анализ, если нужно, сделать корректировку плана и сделать следующий шаг.
У российских химических производственных предприятий давно уже есть своя система измерения выбросов парниковых газов, основанная на методиках Минприроды. Не рассматривая сейчас согласованность различных подходов к методам сбора и анализа статистики по выбросам парниковых газов, действующих в России и за рубежом, можно утверждать, что данные по углеродному следу на производственных компаниях регулярно собираются и по ним ведется дальнейшая работа. Однако, как показывает опыт изучения указанного вопроса, замером реальных данных и расчетом показателей по выбросам парниковых газов в транспортно-экспедиторских, складских предприятиях, на промыво-пропарочных станциях танк-контейнеров, как правило, никто не занимается, за исключением редких примеров компаний, которые обязаны это делать в соответствии с требованиями международной системы оценки безопасности и качества химической логистики (SQAS).
На данный момент SQAS является наиболее развитой, интегрированной системой менеджмента, задающей передовые ориентиры управления в ключевых направлениях химической логистики. Одним из главных разделов SQAS 2022 года является раздел «Измерение и управление выбросами парниковых газов», включающий определение сфер охвата (SCOPE 1,2,3) углеродного следа, WTW-анализ топливных выбросов, расчет углеродной интенсивности (углеродоёмкости). Интересующимся получением сертификата SQAS по новой версии 2022 года, можно порекомендовать специализированный ресурс целевой подготовки SQAS.
Методика измерения углеродного следа, используемая в SQAS 2022, дает единую основу для расчета выбросов ПГ для 5 видов грузового транспорта: автодорожного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и авиационного, а также для складских объектов. Появляется возможность выбора конфигурации цепей поставок, исходя не только из общих затрат, но и углеродной интенсивности.
SCOPE 1: прямые выбросы ПГ (своя деятельность)
Указываются прямые выбросы ПГ из подконтрольных или собственных источников компании. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива собственным транспортом, бойлерами, парогенераторами, погрузчиками, зданиями.
SCOPE 2: косвенные выбросы ПГ (электроэнергия)
Указываются косвенные выбросы ПГ от потребляемой электроэнергии. Примеры: электропотребление офиса, освещение помещений, зарядка батарей электротранспорта, электропотребление оборудования, нагрев и охлаждение.
SCOPE 3: косвенные выбросы ПГ (цепочки поставок)
Указываются косвенные выбросы ПГ цепочки поставок. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива транспортом подрядчиков во входящих поставках закупаемых ресурсов и исходящих поставках до конечного потребителя.
WTW-анализ
WTW = WTT + TTW
СО2-экв. = Vт * Kttw,wtt
Вес выбросов ПГ от сжигания ископаемого топлива, измеряемого в СО2-эквиваленте, равен объему израсходованного топлива, помноженному на специально рассчитываемый топливный коэффициент, относящийся либо к прямым, либо косвенным выбросам ПГ.
Углеродная интенсивность
УИ = СО2-экв. / (t * km)
Углеродная интенсивность, как в целом по всем перевозкам компании, так и по определенным видам транспорта и даже, например, по определенным маршрутам доставки может быть рассчитана, как отношение определенного ранее веса выбросов ПГ к пройденным соответствующим транспортом тонно-километрам.
Тренды декарбонизации логистики и цепей поставок
Прежний транспорт
Прежнее управление
- Переключение на менее углеродоёмкий транспорт (ж/д, водный)
- Низкоуглеродное топливо на том же транспорте
- Снижение веса упаковки
Прежний транспорт
Новое управление
- Экологичное вождение, более плотная загрузка, оптимизация трафика
- Своя система мониторинга ПГ и углеродный аудит подрядчиков
- Замедление скорости цепей поставок
- Новый подвижной состав
- Низкоуглеродное топливо на модернизированном транспорте
- Модернизация бортовой автоматики
Новый транспорт
Прежнее управление
- Безлюдный транспорт
- Цифровые платформенные решения
- Технологии искусственного интеллекта
Новый транспорт
Новое управление
Свяжитесь с нами по вопросам углеродной отчетности в логистике и цепях поставок
ОТПРАВЬТЕ ЗАЯВКУ
- +7 (499) 136 6166
- info@digitalchem.ru
- РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ХИМИКОВ
- Оператор: ООО "Триуна Лидерз" 107078, г. Москва
- ул. Новая Басманная, д.19, стр.2, к.7 ИНН 7708677297
- НОВЫЙ ДЕЛОВОЙ ФОРМАТ
- ХИМИЧЕСКИЙ ТРИАТЛОН
- "Химия 2022" 1-2-3.11.2022