decarbon logo декарбонизация в цепях поставок
Edit
decarbon logo декарбонизация в цепях поставок

ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ логистики и цепей поставок

Приглашаем на выставку ХИМИЯ-2021, 27 октября

декарбонизация на выставке химия 2021

Что такое декарбонизация?

Декарбонизация — это комплекс мер по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ). Каждая организация ответственна за то, что ее деятельность создает т.н. «углеродный след» — вполне определенный объем таких выбросов, который необходимо измерять и понижать. Выброс СО2-эквивалентa является мерой для сравнения выбросов учитываемых ПГ. Принятая единица измерения выбросов ПГ — килограмм эквивалента диоксида углерода СО2 (carbon dioxide).

Слабая на данный момент заинтересованность предприятий в декарбонизации логистики и цепей поставок объясняется неочевидным финансовым возвратом на вложенные в нее средства и отсутствием понятных методик. Однако компаниям все же приходится внедрять экологические программы и становиться частью зеленых цепочек поставок ввиду усиливающихся внешних факторов, создающих ощутимые риски для бизнеса. 

Это прежде всего меняющееся на глазах российское и международное углеродное регулирование, а также увязка финансовых условий с углеродными показателями со стороны крупных партнеров, инвесторов, банков и страховых компаний. Важным внешним фактором стало также и включение показателей декарбонизации в отчеты по корпоративной социальной ответственности. Главным внутренним фактором декарбонизации является энергоэффективность.

Что такое парниковые газы?

Антропогенными парниковыми газами, которые подпадают под углеродное регулирование, являются углекислый газ (СО2), метан (CH₄), закись азота (N2О), перфторуглероды  (PFCs), гидрофторуглероды (HFCs), гексафторид серы (SF6) и  трифторид азота (NF3). Первые три газа из списка создают наибольший объем выбросов, потому что связаны со сжиганием ископаемого топлива, сельским хозяйством и отходами. Остальные четыре газа являются продуктами современной промышленности.

Что такое углеродное регулирование?

Углеродное регулирование в разных странах имеет общую основу, которая заложена в международных соглашениях по климату.

Целью, которая была принята всеми странами-подписантами Парижского соглашения, было недопущение возрастания к 2050 г. средней температуры планеты из-за антропогенного воздействия выше, чем на 1,5°C, а в худшем случае, выше, чем на 2°C. За точку отсчета мониторинга изменения средней температуры берется «доиндустриальная эпоха», а именно 1850 г.. При этом считается, что уровень выбросов парниковых газов к 2050 г., выраженный в эквиваленте углекислого газа (СО2) должен равняться нулю. Такой показатель также носит название «углеродная нейтральность».

международные климатические цели до 2050 года

Разумеется, что Россия не остается в стороне от международных климатических инициатив и разрабатывает собственные меры по сокращению своего углеродного следа: 

На октябрь 2021 г. известно о планах России обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. По заявлению главы государства в ходе пленарного заседания Российской энергетической недели, Россия будет добиваться достижения углеродной нейтральности не позднее 2060 года. 

Планы Европейского Союза, по факту являющегося глобальным лидером в проведении климатических реформ на сегодняшний день, выражаются уровнем выбросов к 2030 г. не более, чем 45% от уровня 1990 г.. Надо признать, что отработка механизмов углеродного регулирования в мире ведется вот уже почти 20 лет и одним из важнейших его элементов стали системы раскрытия финансовой и нефинансовой информации. Несколько таких систем, затрагивающих регулирование в цепях поставок, представлены ниже. Наиболее уважаемой системой раскрытия информации в мире является CDP и уже более 60 компаний из России разместили в ней свои данные. Для примера приведены открытые данные компаний из химического и нефтегазового секторов (на сентябрь 2021 г.).

климатические цели России до 2030 года
климатические цели евросоюза до 2030 года
сокращение углеродного следа международная система регулирования
сокращение углеродного следа международная отчетность CDP
выбросы парниковых газов в цепях поставок транспорт
выбросы парниковых газов в цепях поставок

Почему такое внимание?

Почему в последнее время уделяется такое внимание к декарбонизации в цепях поставок? Показательные ответы на этот вопрос дают наглядные цифры из уже упомянутых выше источников. Так, GLEC указывает на то, что если ничего не менять в углеродном регулировании, то выбросы парниковых газов от всех видов транспорта к 2050 г. могут удвоиться  и составить 6,2 млрд тонн СО2-эквивалента. CDP показывает более радикальную статистическую картину, основанную на собственном исследовании данных более 8 тысяч участников системы раскрытия информации: выбросы парниковых газов в цепях поставок в 11.4 раза выше, чем на отдельном предприятии.

С чего начинать декарбонизацию?

Начните с того, что можно улучшить прямо сейчас:

1 Сделайте расчет углеродной интенсивности своих текущих грузовых потоков, включив в него все используемые промежуточные логистические операции, например, хранение на складах или мойку танк-контейнеров на специализированных станциях.

2 Определите наиболее углеродоёмкие участки цепочки поставок с наивысшими показателями углеродной интенсивности, именно они и должны быть изменены в первую очередь.

3 Выберите, с каких изменений вы начнете: переход на менее углеродоёмкий вид транспорта, поиск транспортного провайдера с более новым подвижным составом, оптимизация холостого пробега, увеличение плотности загрузки транспорта или внедрение экологичного вождения. 

Более подробно о практических инструментах декарбонизации логистики и цепей поставок читайте ниже.

Стратегический подход может быть таким — для начала нужно разобраться, что вы хотите получить в результате, над улучшением каких показателей собираетесь работать, далее — принять план действий (что делать, когда, какими силами, по какой методике), выделить целевые ресурсы на достижение результатов декарбонизации (людские, временные, материальные), распределить ответственность за выполнение и сделать первый шаг, провести анализ, если нужно, сделать корректировку плана и сделать следующий шаг.

У российских химических производственных предприятий давно уже есть своя система измерения выбросов парниковых газов, основанная на методиках Минприроды. Не рассматривая сейчас согласованность различных подходов к методам сбора и анализа статистики по выбросам парниковых газов, действующих в России и за рубежом, можно утверждать, что данные по углеродному следу на производственных компаниях регулярно собираются и по ним ведется дальнейшая работа. Однако, как показывает опыт изучения указанного вопроса, замером реальных данных и расчетом показателей по выбросам парниковых газов в транспортно-экспедиторских, складских предприятиях, на промыво-пропарочных станциях танк-контейнеров, как правило, никто не занимается, за исключением редких примеров компаний, которые обязаны это делать в соответствии с требованиями европейской системы оценки безопасности и качества химической логистики (SQAS).


На данный момент SQAS является наиболее развитой, интегрированной системой менеджмента, задающей передовые ориентиры управления в ключевых направлениях химической логистики. Одним из главных разделов SQAS 2022 года является раздел «Измерение и управление выбросами парниковых газов», включающий определение сфер охвата (SCOPE 1,2,3) углеродного следа, WTW-анализ топливных выбросов, расчет углеродной интенсивности (углеродоёмкости). Интересующимся получением сертификата SQAS по новой версии 2022 года, можно порекомендовать специализированный ресурс целевой подготовки SQAS.

Сферы охвата (SCOPE 1,2,3)

декарбонизация цепей поставок scope 1 2 3

Методика измерения углеродного следа, используемая в SQAS 2022, дает единую основу для расчета выбросов ПГ для 5 видов грузового транспорта: автодорожного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и авиационного, а также для складских объектов.  Появляется возможность выбора конфигурации цепей поставок, исходя не только из общих затрат, но и углеродной интенсивности.

SCOPE 1: прямые выбросы ПГ (своя деятельность)

Указываются прямые выбросы ПГ из подконтрольных или собственных источников компании. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива собственным транспортом, бойлерами, парогенераторами, погрузчиками, зданиями.

SCOPE 2: косвенные выбросы ПГ (электроэнергия)

Указываются косвенные выбросы ПГ от потребляемой электроэнергии. Примеры: электропотребление офиса, освещение помещений, зарядка батарей электротранспорта, электропотребление оборудования, нагрев и охлаждение.

SCOPE 3: косвенные выбросы ПГ (цепочки поставок)

Указываются косвенные выбросы ПГ цепочки поставок. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива транспортом подрядчиков во входящих поставках закупаемых ресурсов и исходящих поставках до конечного потребителя.

WTW-анализ

wtt-топливный показатель
ttw-топливный показатель
wtw-анализ

WTW = WTT + TTW

Для более глубокого анализа и сравнения используемых видов транспорта в цепочках поставок применяется методика WTW (well-to-wheel, от скважины к «колесу» транспортного средства), учитывающая как прямые топливные выбросы ПГ на эксплуатационном участке TTW (tank-to-wheel, от топливного бака до «колеса»), так и косвенные выбросы ПГ на участке добычи ископаемого сырья для производства топлива, его переработки и доставки WTT (well-to-tank, от скважины до топливного бака).

СО2-экв. = Vт * Kttw,wtt

Вес выбросов ПГ от сжигания ископаемого топлива, измеряемого в СО2-эквиваленте, равен объему израсходованного топлива, помноженному на специально рассчитываемый топливный коэффициент, относящийся либо к прямым, либо косвенным выбросам ПГ.

Углеродная интенсивность

УИ = СО2-экв. / (t * km)

Углеродная интенсивность, как в целом по всем перевозкам компании, так и по определенным видам транспорта и даже, например, по определенным маршрутам доставки может быть рассчитана, как отношение определенного ранее веса выбросов ПГ к пройденным соответствующим транспортом тонно-километрам.

Тренды декарбонизации логистики и цепей поставок

Лидеры сферы логистики, прежде всего глобальные транспортно-экспедиторские компании в союзе со своими профессиональными ассоциациями предлагают решения, способные минимизировать углеродный след в цепочках поставок крупнейших мировых производителей.
Несмотря на то, что модернизация транспорта и в целом цепей поставок для достижения углеродной нейтральности — сложная и дорогостоящая задача, все таки проблемой №1 является отсутствие единой методики подсчета выбросов ПГ на протяжении всей длины международных цепей поставок, которая бы признавалась и в России, и за рубежом.
Окончательная картина практических инструментов декарбонизации логистики и цепей поставок еще не завершена и складывается прямо на наших глазах, но уже просматривается спектр решений, начиная от того, что можно начать делать отдельной компании уже сегодня, в основном, не меняя свой транспорт и не перестраивая свою систему менеджмента (прежний транспорт — прежнее управление), до масштабной коллективной трансформации управления со значительными инвестициями в новые технологии транспорта и цифрового управления (новый транспорт — новое управление).

Прежний транспорт

Прежнее управление

жд перевозки
мониторинг парниковых газов

Прежний транспорт

Новое управление

Новый транспорт

Прежнее управление

водный транспорт
цифровые платформы

Новый транспорт

Новое управление

Свяжитесь с нами по вопросам углеродной отчетности в логистике и цепях поставок

ОТПРАВЬТЕ ЗАЯВКУ

    Подписаться на новости по декарбонизации логистики и цепей поставок
    данет

    Facebook: новости декарбонизации

    КОНТАКТЫ

    Центр Компетенций
    декарбонизации логистики и цепей поставок
    Российского Союза Химиков